Рок-группа (Москва). “Когда они в ударе, — написал один американский журнал, — это, быть может, лучшая группа в мире”. Лидер группы певец, гитарист и автор песен Петр Мамонов заинтересовался рок-музыкой еще в начале 60-х годов, играл на гитаре в школьной группе “ЭКСПРЕСС”, однако, в то время так и не связал свою жизнь с музыкой и в дальнейшем сменил множество самых разных занятий — от переводчика до лифтера, прежде чем в начале 80-х годов снова вернулся к рок-н-роллу.
В 1981 Мамонов и его школьный приятель Александр Липницкий, на протяжении многих лет связанный с подпольной рок-сценой Москвы и Ленинграда (в его квартире на Каретном жили, а порой и выступали “АКВАРИУМ”, “КИНО”, “ЗООПАРК” и многие другие), начали репетировать, пытаясь найти собственную формулу звучания. Некоторое время с ними играл живший тогда в Москве ленинградский художник-концептуалист и музыкант Сергей “Африка” Бугаев. Состав: Мамонов, (гитара, вокал), Липницкий (бас) и Бугаев (перкуссия). Они дали несколько квартирных концертов, наделавших немало шума в московских околомузыкальных кругах, однако более активно дела “ЗВУКОВ МУ” (имя это, по преданию, восходило к фразе “звуки московских улиц”, хотя определенную роль в этом выборе, вероятно, сыграло и название знаменитого фильма “Звуки музыки”) пошли, когда к Мамонову и Липницкому присоединился студент Московского энергетического института, способный пианист и аранжировщик Павел Хотин (в то время известный как Пабло Менгес).
Дебют “ЗВУКОВ МУ” состоялся в школе, где некогда учились оба основателя группы. Участие в нем приняли “БРАВО”, Сергей Рыженко (“ПОСЛЕДНИЙ ШАНС”), Василий Шумов (“ЦЕНТР”) и ряд других московских и ленинградскских музыкантов. Концерт вылился в небольшой, но насыщенный событиями мини-фестиваль, после которого группа на полтора года ушла в подполье. Следующий этап в их биографии начался лишь в апреле 1985, когда “ЗВУКИ МУ” прошли прослушивание в Доме самодеятельного творчества, а чуть позже стали членами Московской рок-лаборатории. Осенью 1985 состав группы пополнили Александр “Фагот” Александров (фагот), который в конце 70-х годов играл с “АКВАРИУМОМ”, а также Михаил Жуков (перкуссия), известный по работе во многих экспериментально-джазовых проектах. В июне 1986 “ЗВУКИ МУ” выступили на закрытии сезона в Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ, где оказались единственными, кто выглядел убедительно и интересно на фоне именитых гостей из Ленинграда (“АКВАРИУМ”, “АЛИСА”, “КИНО”), а следующей зимой, когда в группе появился гитарист Алексей Бортничук,а Жукова сменил Алексей Павлов, они с успехом выступили в ленинградском Дворце молодежи. В середине 80-х годов группа записала ряд магнитофонных альбомов, изданных лишь десятилетие спустя.
Начиная с 1988 “ЗВУКИ МУ” начали выезжать за пределы отечества: весной 1988 они выступали с близкими по музыкальной эстетике PERE UBU на фестивале альтернативной культуры “Hungaro Carrot” в Будапеште, позднее в том же году сыграли на фестивале “Marchewka” в Варшаве и дали серию концертов в Италии. В этот период внимание на группу обратил известный британский музыкант и продюсер, бывший участник ROXY MUSIC Брайан Ино, в то время открывший собственную группу OPAL RECORDS и искавший для него нетрадиционно мыслящих клиентов. Ино спродюсировал дебютный альбом “ЗВУКОВ МУ”, вышедший в Британии в начале 1989 и удостоившийся серии одобрительных рецензий и откликов тамошней музыкальной прессы. Группа посетила Британские острова, дала там несколько концертов, рекламируя вышедшую пластинку, однако, в конце того же года под давлением все нараставших разногласий между Мамоновым и Липницким объявила о прекращении своего существования. Последнее выступление “классического” состава группы состоялось в октябре 1989 на очередном фестивале Рок-лаборатории. Участники группы разошлись в разные стороны: Липницкий стал заниматься этнической музыкой, менеджировал молодую группу “АТАС” и снимал клипы и документальные фильмы на материалах своего богатого видеоархива; Хотин играл в группе Джоанны Стингрей, а позднее стал менеджером клуба “Акватория”; Павлов, на время покинув музыку, вернулся в нее уже в качестве ди-джея и ныне известен как МДМС Павлов.
Мамонов, которого активно интересовало кино (еще в середине 80-х годов он принимал участие в съемках документальной ленты “How Do You Do?” на ЦСДФ), на рубеже 90-х годов снялся в фильме “Игла” Рашида Нугманова (1988), где сыграл оппонента Цоя и главного отрицательного персонажа, и “Такси-блюз” Павла Лунгина (1990), где его героем стал отставной музыкант Селиверстов. Возвращение Мамонова на сцену состоялось в 1990, когда он воссоединился с братом в новой группе “МАМОНОВ И АЛЕКСЕЙ”, которая отразила его интерес к минимализму и современным музыкальным технологиям. Они сделали совместную программу с бывшим лидером “ЦЕНТРА” Василием Шумовым и несколько раз показали ее в Москве и Ленинграде.
В начале 90-х годов Мамонов сыграл главную роль в пьесе “Лысый брюнет”, написанной специально для него и поставленной в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского. Для участия в спектакле он снова собрал группу, к которой присоединился бас-гитарист Евгений Казанцев (экс-“КАРНАВАЛ”, “СВ”, “РОК-АТЕЛЬЕ”) и барабанщик Юрий Кистенев (экс-“АЛЬЯНС”). Этот расширенный состав гастролировал с театром, выступая также с концертами, в которых исполнял как современный материал, так и хиты времен “ЗВУКОВ МУ”, что и побудило его возродить популярное название. В этом качестве новые “ЗВУКИ МУ” выпустили альбом “Грубый закат” (1994) и “Жизнь амфибий как она есть” (1996). В конце 90-х годов Мамонов значительно сократил свою активность как в музыке, так и в театре.
Дискография:
Транснадежность (Moroz Records, CD, MC, 1994)
Крым (Moroz Records, CD, MC, 1994)
Мамонов и Алексей (Moroz Records, CD, MC, 1994)
Лучший рок из России-II (Moroz Records, 1995)
Грубый закат (Moroz Records, CD, MC, 1995)
Русский рок 1996 (Moroz Records, 1996)
Простые вещи. Диск №1; Диск №2 (Moroz Records, 1996)
Жизнь амфибий, как она есть (Moroz Records, 1996)
Простые вещи (Moroz Records, 1996)
Русский рок (Moroz Records, 1997)
Легенды русского Рока-2 (Moroz Records, 1997)